Книга

Портреты участников Отечественной войны 1812 года в гравюре и литографии

Коллекция графики из фондов Бородинского музея-заповедника по своему составу, по своей исторической и художественной ценности — одна из лучших в собрании произведений изобразительного искусства. Военный портрет в гравюре и литографии занимает в ней особое место. Это прежде всего портреты участников Наполеоновских войн работы русских и западноевропейских мастеров первой половины XIX века. В каталоге опубликовано 357 портретов русских и зарубежных военных деятелей эпохи Отечественной войны 1812 года.

Настоящее издание является первой публикацией коллекции военного портрета в гравюре и литографии, ограниченного рамками Оте¬чественной войны 1812 года. Это условие неслучайно. Коллекция печатной графики начала складываться на Бородинском поле именно как собрание гравированных и литографированных портретов генералов -участников Наполеоновских войн. Параллельно с этим шло формирование коллекции гравюр и литографий батального жанра. Конечно, хронологические рамки военного портрета в бородинской коллекции гораздо шире. В ней пред¬ставлены военные деятели России от Петровской эпохи до бо-уо-х годов XIX века. Но в собирательской деятельности музея, основанного в 1839 году на самом поле сражения, всегда отдавалось предпочтение портретам героев 1812 года, героев Бородина.

К торжествам 1839 года на Бородинском поле, с маневрами войск под командованием императора Николая I и открытием монумента на батарее Раевского, в селе Бородине был построен Императорский дворец, покои кото¬рого были украшены доставленными из Санкт-Петербурга живописными и графическими портретами генералов — участников кампании 1812-1814 годов. Были среди них и гравюрные портреты, исполненные в 1820-х годах английскими мастерами Г. Доу и Т. Райтом по живописным оригиналам Д. Доу из Военной галереи Зимнего дворца.

В 1902 году в здании вокзала железнодорожной станции Бородино был открыт Музей 1812 года, в экспозиции которого были представлены в основном литографированные портреты полководцев, выполненные в 1840-х годах ху¬дожниками-рисовальщиками И. Клюквиным, В. Долле, П. Пети и другими также по оригиналам Д. Доу для шеститомного издания А.И. Михайловского-Данилевского «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. Жизнеописания». СПб., 1845-1849-Портреты печатались в Санкт-Петербурге в литографских мастерских (заведе¬ниях) К. Крайя и И. Песоцкого.

В Спасо-Бородинском монастыре, официально утвержденном в 1838 году, в доме его основательницы игуменьи Марии (М.М. Тучковой) наряду с рарите¬тами церковного характера хранились живописные и графические портреты членов императорской фамилии, ее братьев и мужа А.А. Тучкова — участников Бородинского сражения. В 1д2О-х годах произведения изобразительного искус¬ства из Бородинского дворца, со станции Бородино и монастыря были сосре¬доточены в центре поля в здании у батареи Раевского, построенном к юо-летию битвы и получившем название «Бородинский музей».

В 1930-е годы пополнение коллекций, в том числе и графической, проис¬ходило в основном за счет поступлений из Государственного музейного фонда.

В послевоенные годы, особенно в 1962 году, к 15О-летию Бородинского сражения, фонды музея пополнились значительными экспонатами, благодаря поступлениям из Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государствен¬ного Литературного музея, из других музеев Российской Федерации.

В настоящее время коллекция графики успешно пополняется за счет закупок оригинальных произведений у коллекционеров, антикваров, частных лиц. По своему составу, по своей исторической и художественной ценности это одно из лучших собраний в фондах Бородинского музея-заповедника. Гордостью коллекции являются произведения выдающихся русских художников-граверов Александров¬ской эпохи Н.И. Уткина, И.И. Теребенева, А.Г. Ухтомского, И.В. Ческого, Е.О. Скот-никова, а также работы известных зарубежных мастеров, связавших свою жизнь и творчество с Россией, — С. Карделли, Ф. Вендрамини, К. Зенфа, Г. Доу, Т. Райта. Среди западноевропейских литографов, произведения которых украшают кол¬лекцию, следует упомянуть немецкого художника А. Зенефельдера, изобретателя литографии, автора портрета маршала Франции Н.-И. Мезона. Неотъемлемой частью бородинского собрания являются лубочные «картинки», пользовавшиеся особой популярностью в XIX веке, — конные портреты М.Б. Барклая де Толли, А.А. Бибикова, погрудный портрет Ф.Ф. Винцингероде, исполненные и раскра¬шенные безымянными мастерами.

Военный портрет первой половины ХГХ века в гравюре и литографии активно используется в многогранной деятельности музея-заповедника — в научно-исследовательской, научно-информационной, издательской, просветительской, экспозиционной и выставочной работе. Это богатый иконографический материал, знакомящий современников с образами героев, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».
Каталог не претендует на строгое научное издание. В нем, например, опущены ссылки на такие классические труды справочного характера, как «Подробный словарь русских граверов ХУТ-ХГХ вв.». СПб., 1895, и «Подробный словарь русских гравированных портретов». СПб., 1886-1889, Д-А- Ровинского или «Каталог … собрания русских гравированных и литографированных портретов». М., 1912-1913, А.В. Морозова. Эти ссылки представляют интерес лишь для опреде¬ленного круга специалистов музейного дела. По той же причине в каталоге не даются сведения об источниках поступления графических листов в коллекцию музея, об изданиях, в которых они опубликованы, о выставках, на которых они экспонировались.