Новости

В музее-заповеднике А.С.Пушкина в Больших Вяземах закончен монтаж выставки из фондов Бородинского музея.

Сегодня в Историко- литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина в Больших Вяземах завершился монтаж выставки «Наполеон Бонапарт. От Тулона до Святой Елены…» из фондов Бородинского музея.

Выставка «Наполеон Бонапарт. От Тулона до Святой Елены» посвящена одному из величайших полководцев XIX столетия, личности  неординарной и противоречивой, «великом человеке», которому судьбой было начертано покорять и властвовать, творить судьбы огромного количества людей, стяжать славу военного гения  и, наконец, окончить свой век на «маленьком острове» у западного побережья Африки.
Посредством графических листов, редких книжных изданий, предметов обмундирования французской армии первой половины XIX столетия и предметов декоративно-прикладного искусства воссоздается подробный портрет масштабной исторической личности Наполеона,  история его жизни и деяний. Представляется цепь событий, происходивших, главным образом, на территории Европы, а затем и в Европейской части России…

По сей день личность Наполеона вызывает почитание, трепет и интерес у одних и неприятие у других. Иконография французского императора очень обширна – это свидетельство его большой популярности.
Холстом для повествования о событиях эпохи, которую принято называть наполеоновской, служат гравюры и литографии, исполненные преимущественно западноевропейскими мастерами Ш. Моттом, В. Адамом, Ж. Жирарде, Воллингером, М. Жобаром, Ш. Шаслом, Мартине  и др. с живописных оригиналов О. Верне, Ф. Гренье, А. Адама, А. Колина, де Лемюда, Н. Морена. Отдельно стоит обратить внимание на серию литографий из альбома «История Наполеона», изданных в Париже в литографической мастерской  Ж. Р. Лемерсье, лучшей литографической мастерской своего времени. Авторство этих литографий принадлежит Ж.-В. Адаму, сыну известного гравировальщика на меди Жана Адама. Виктор Адам обучался в Школе изящных искусств, считавшейся цитаделью французского классицизма, с 1814 по 1818 г., стал известным живописцем, гравером и литографом. Автор писал сцены из времени Французской революции и Наполеоновских войн, которые ему особенно удавались, и он занимался этой тематикой вплоть до 1838 года.

Также из коллекции произведений графического искусства представлены почтовые карточки  — особый вид почтового отправления. На почтовых карточках или открытках воспроизведены посредством фотопечати известные живописные работы западноевропейских художников – Ж. Жирарде, А. Менжо, К. Штейбена, И. Лейболда, М. Жобара, О. Рекса,  в том числе и неизвестных авторов. На них император Наполеон предстает мужем и любящим заботливым отцом, здесь особенно подчеркнуты его человеческие качества. Большей частью открытки с подобными сюжетами выпускались в начале XX столетия к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, как в России, так и во Франции. В настоящее время, спустя более столетия, эти предметы представляют большой интерес для посетителей, музейных сотрудников, а также для коллекционеров, интересующихся наполеоновской эпохой.
Безусловно, масштабным дополнением к показу исторической личности Наполеона служат редкие книжные издания, на страницах которых представлены события эпохи конца XVII начала XIX вв. Это лишь небольшая часть музейного собрания – две книги многотомного издания «Великая французская революция» Т. Карлейля из библиотеки Фридриха Вильгельма IV, детские воспоминания которого о событиях, потрясавших Европу в начале XIX столетия, были очень яркими. Большим переживанием в жизни, в ту пору еще кронпринца, стало вынужденное  бегство  Королевской семьи в Восточную Пруссию вследствие разгрома прусской армии в сражениях при Иене и Ауэрштедте в 1806 году, сам же Фридрих Вильгельм был единственным из детей, кто осознавал весь трагизм произошедших событий.

Интересны  «История похода в Россию 1812 года» Э.-М. Сент-Илера, в которой дана подробная история военной кампании 1812 года  с иллюстрациями, а также  «Полные анекдоты Наполеона Бонапарта, изображающие как характер его, так и воинские дарования, с приложением краткого, но верного обозрения его жизни, от самой юности, по смерти его…» в двух частях – это памфлет, обличающий страсти французского императора. «Мысли Наполеона при вступлении в Москву, или Разговор совести с различными его страстями, 5 сентября 1812 года» автора С.И. Ушакова издана в 1813 году, здесь же переводное издание  «История о низвержении Наполеона Бонапарте с похищенного им трона» Евгения Лабома, бывшего  батальонного начальника Королевского гвардейского корпуса, кавалера Почетного легиона и императорского  австрийского ордена Железной короны. В данной части изложены описание и оценка сражений, состоявшихся уже на территории Франции в 1814 году – сражение при Суассоне,  Краоне, Реймсе и Монмирале.

Бесценными свидетелями эпохи можно назвать предметы обмундирования Великой армии – мундир музыканта 48-го полка линейной пехоты, шинель нижних чинов французской пехоты, которая была основным и самым массовым родом войск XVII-XIX вв., панталоны, гетры, лядунку и др.
Немногочисленные предметы декоративно-прикладного искусства дополнительно позволяют воссоздать исторический портрет императора французов Наполеона I и картину эпохи его правления.
****
Текст подготовлен специалистом экспозиционно-выставочного отдела Бородинского музея Е.Рогачевой.

Открытие состоится 9 октября 2020 года.
****
#Бородинскиймузей #Музейзаповедникаспушкина #Минкультрф #Большиевяземы #Выставка #Этоинтересно