Новости

С Днём железнодорожника или музей

Сегодня в России отмечается ещё один праздник- День железнодорожника.

Первая железная дорога общего пользования в России была официально открыта 1837 году, соединив Санкт-Петербург и Царское Село. Тридцатого дня октября в 12.30 протяжным свистком паровоз «Проворный» впервые отправился по железной дороге общего пользования «Царскосельская».

В 1851 году была открыта «Николаевская» железная дорога, соединив Москву и Санкт-Петербург. Затем, правительство решило проложить железную дорогу к Поволжью- важнейшему хлебному региону страны. Для реализации этого проекта был построен первый железнодорожный мост через р.Волгу.

Во второй половине 60-х годов от Тверской заставы на западе Москвы началось строительство Московской – Смоленской (затем Брестской) железной дороги, первым остановочным пунктом которой была станция Бородино, основанная в 1869 году на поле Бородинского сражения. В одном из залов станции с 1902 года, в год 90-летия Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения, началась работа над созданием Музея 1812 года. Начальник Московско-Брестской железной дороги Федор Федорович Мец рапортовал о необходимости и значимости создания в здании ст.Бородино исторического музея 1812 года: «…в силу особенностей названной станции, как расположенной в пределах Бородинского поля, на коем в 1812 г. имела место знаменитая битва и того обстоятельства, что станция эта должна служить и частью уже служит целью поездок как отдельных лиц, так и коллективных экскурсий, интересующихся памятниками и уцелевшими укреплениями на названном поле,… дабы тем положить основание исторического музея Отечественной войны 1812 года. …Так как поездки на Бородинское поле с течением времени и в виду приближающейся 100-летней годовщины Отечественной войны, несомненно, участятся…».

Благодаря стараниям нач-ка Московско-Брестской железной дороги Ф.Ф.Меца, нач-ка службы Движения п-ка К.А.Чаплина и содействию нач-ка ст. Бородино П.П.Богдановича, в скором времени стали поступать заявления о желании пожертвовать те или иные предметы и документы.

Музей был открыт в феврале 1903 года и содержал в себе гравюры Карделли, таблицы с планами сражения, предметы вооружения и снаряжения русской и французской армий, находки с поля сражения, приказ о назначении Кутузова генерал-фельдмаршалом русской армии, портреты участников сражения, пожертвованные тогда еще здравствующими носителями тех фамилий, которые носили их участники: А.П.Ермолова, Н.Н.Раевского, барона О.К. фон-дер Палена и других. Московский коллекционер А.П.Бахрушин пожертвовал портрет князя Кутузова.

Так как Бородинское поле со всей совокупностью памятников почти никогда не иллюстрировалось, было принято решение об издании «Фотографического альбома» с циклом 100 снимков видов Бородинского поля сражения и его окрестностей, который издавался несколько раз, в т.ч. в 2002 году, к 190-летию Бородинского сражения.

Завершая рапорт в Управление Московско-Брестской железной дороги Ф.Ф. Мец пишет: «…ко времени 100-летнего юбилея Отечественной войны, когда может Бородинские окрестности, подобно как это было в 1839 г., опять увидят Августейших Гостей на станции Бородино Московско-Брестской железной дороги…».

В связи с подготовкой к столетию Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения, для увековечивания памяти героев войны многие станции на Московско-Смоленской (Брестской) железной дороге были переименованы в их честь. Станция «Шелковка» была названа «Дорохово» в честь генерала И.С.Дорохова, а полустанок «Мухино», расположенный на землях потомков генерала П.А.Тучкова в честь четырех братьев, двое из которых Николай и Александр пали на Бородинском поле, с 1 января 1904 г. стали именоваться станцией «Тучково».

К августу 1912 года, к Спасо-Бородинскому монастырю, основанному М.М.Тучковой (вдовой генерала А.А.Тучкова) в 1838 году, была проложена временная железнодорожная ветка с платформой и стоянкой для Императорских поездов. Николай II с Августейшей семьей прибыл на ст.Бородино по случаю юбилейных торжеств 25 августа 1912 года. После окончания приветствий царская семья отбыла в Императорском поезде по специально устроенной железнодорожной ветке, длиной около двух километров, которая вскоре после отъезда Императорской семьи была разобрана.

Здание станции Бородино реконструировалось еще несколько раз в 2002, 2012 гг. к юбилейным датам. В наше время в одном из залов станции располагается выставка «Солдаты Отечества».

Железнодорожное дело развивается и по сей день. В наше время протяженность железных дорог общего пользования в России составляет 85,5 тысяч километров – это один из крупнейших железнодорожных комплексов в мире.

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) готовит специалистов высшего и среднего проф.образования для железнодорожного транспорта.

В Бородинском музее вот уже 37 лет трудится на благо развития музея заместитель директора Александр Петрович Золотарев – выпускник МИИТа по первому образованию. После окончания института работал простым инженером, а затем стал главным инженером в ШЧ 29 Московской Железной дороги. Александр Петрович стал настоящей «палочкой-выручалочкой» нашего музея и надеемся, будет работать ещё не один год.

С праздником всех, кто причастен к этой профессии!