Новости

«Однако же в преданьях славы всё громче Рымника, Полтавы гремит Бородино». М.Ю. Лермонтов

26 августа в 7-м зале Императорского дворца в селе Бородине состоялось открытие межмузейной выставки «Вам не видать таких сражений!..», приуроченной к 185-летию издания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и к 210-й годовщине Бородинского сражения. На выставке представлены предметы из собраний Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина и Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

Бородинская битва является центральным событием в ходе Отечественной войны 1812 года. «Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми», – вспоминал о сражении французский император Наполеон. После удара, нанесенного при Бородине, его армия уже не смогла оправиться. Этот день вошел в историю как самая кровопролитная однодневная битва XIX века.

Одним из важнейших литературных памятников этому событию является стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», которому в этом году исполняется 185 лет. При всей достоверности изложения событий и живости повествования, оно является поэтическим произведением, в котором Лермонтов преломлял именно свои мысли и идеи. Не только гордость за подвиги предков, но и «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел», как писал В.Г. Белинский, является одной из ключевых мыслей стихотворения.

В названии выставки звучит фраза из самого «Бородина». А вот для эпиграфа взяты строки из его предшественника – стихотворения «Поле Бородина», написанного между 1830 и 1831 годами. И то, и другое рассказывают об одном событии совершенно по-разному, создавая свое настроение, однако, всеобщую популярность и любовь приобретает именно «Скажи-ка, дядя…»

Отметить юбилей стихотворения захотелось с музеями, с которыми Бородинский музей-заповедник сотрудничал неоднократно. Поэтому основой для выставки стали рисунки художника Александра Васильевича Кондратьева – иллюстрации к одному из изданий стихотворения – из фондов музея-заповедника М.Ю. Лермонтова «Тарханы». Это тринадцать оригинальных работ, выполненных на небольших листах бумаги простым карандашом. Каждая соответствует одной из тринадцати строф произведения, бородинских строф – так в дальнейшем стали называть эту поэтическую форму. И последнюю, четырнадцатую, мы приводим здесь.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Она как рефрен второй строфы усиливает смысл и значение всего стихотворения. Лермонтов снова, голосом участника сражения, вздыхает о нынешнем поколении, но при этом не оставляет и главной темы: значение сражения для хода войны, присутствие здесь Божьей руки.

Иллюстративный материал выставки дополняет батальная живопись из коллекции Бородинского музея: «Атака Лейб-гвардии Литовского полка» Н.С. Самокиша, «Князь Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака» А.Ю. Аверьянова и «Атака Московского гренадерского полка» А.С. Чагадаева.

На выставке представлены издания стихотворения из фондов редкой книги и библиотеки Бородинского музея-заповедника, каждая из которых проиллюстрирована разными художниками. Среди них и книга с рисунками Кондратьева. Есть издания и военного времени: 1941 и 1944 год – эти даты откликаются в истории Бородинского поля. На обложке книги, проиллюстрированной художником И. Архиповым, дарственная надпись: «Государственному Бородинскому военно-историческому музею от художника Архипова 22 IX 1977».

Но, безусловно, ключевым экземпляром среди книг является экспонат из коллекции историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в Больших Вяземах. Это первое издание стихотворения «Бородино» в литературном журнале «Современник» за 1837 год. Журнал, детище А.С. Пушкина, выходил всего 4 раза в год. 6-й номер со свежим творением Лермонтова – литературным откликом на 25-ю Бородинскую годовщину – был напечатан уже после гибели издателя.

Композиторы по-разному проявляли интерес к произведениям Лермонтова. Одни были положены на музыку более 80 раз, другие – меньше десятка. Популярным песенным произведением стало «Бородино» с музыкой, автором которой стал русский народ. У песни появилось множество авторских переложений, но основной мотив известен каждому. В коллекции музея-заповедника есть две партитуры, поступившие в 1960-е годы от их владельца Михаила Михайловича Щеглова, жителя города Камышлов Свердловской области – об этом свидетельствуют надписи на титульных страницах. Приобретены им партитуры были в юбилейном 1912 году.

Портрет самого автора всеми любимого стихотворения представлен скульптурой из дерева, исполненной художником А.С. Карташовым. Предмет экспонируется впервые.

В содержании выставки говорится о трех видах искусства, в которых отразилось вечное «Бородино». Литература – рисунок – музыка. И все это – Михаил Юрьевич Лермонтов. Все это – Бородинское поле.

Выставка насыщена по своему содержанию и богата разнообразием экспонатов. Это достойная страница в праздновании Бородинской годовщины и 185-летия написания и издания бессмертного творения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Текст подготовлен специалистом по экспозиционной и выставочной деятельности Я.В. Чернышевой