Новости

«Недаром помнит вся Россия» — выставка Бородинского музея в Барнауле

23 сентября в КГБУ «Алтайский государственный краеведческий музей» (г. Барнаул) состоялось торжественное открытие выставки «Недаром помнит вся Россия», приуроченной к 210-й годовщине Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.

Церемонию торжественного открытия вела директор музея Наталья Владимировна Вокалова. В зале присутствовали официальные лица — заместитель председателя правительства Алтайского края Игорь Борисович Степаненко, министр культуры Алтайского края Елена Евгеньевна Безрукова, широкая общественность Барнаула, а также сотрудники Музея-заповедника «Бородинское поле» – заведующая экспозиционно-выставочным отделом Елена Васильевна Семенищева и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Александровна Рогачева.

К 25-летию Бородинской битвы в 1837 году М.Ю. Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «Бородино», ставшее шедевром мировой классической литературы. Строка из этого бессмертного литературного памятника взята в качестве названия выставки, призванной познакомить жителей Барнаула и Алтайского края с событийной стороной и с частью коллекции Бородинского музея – подлинными предметами обмундирования и снаряжения обеих армий первой половины XIX столетия.

Основу изобразительных материалов составляют графические работы авторов XIX века, а также батальная и портретная живопись наших современников. События Отечественной войны 1812 года от Немана до Бородина и от Москвы до Березины наиболее достоверно и детально представлены на графических листах, исполненных по рисункам офицера Великой армии Наполеона, непосредственного участника похода в Россию – Х.-В. Фабера дю Фора, а также Ш. Мотта и С. Карделли.

На выставке представлен целый иконографический ряд военачальников русской армии, чьи имена навечно вписаны в военную историю России. Портреты «вождей полков – вождей сердец» исполнены художником Ю.В. Ивановым в технике сангина, уголь в конце 1980-х годов. Автор скульптурных портретов М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона – тоже наш современник, А.В. Тарасенко.

Отдельного внимания заслуживает портрет М.И. Голенищева-Кутузова – главнокомандующего объединенными русскими армиями. Он, как и его предки, посвятил всю свою жизнь служению Отечеству и после победы России над Наполеоном в 1812 году снискал титул «Спасителя Отечества».

Авторство батальной живописи принадлежит как нашим современникам – А.Ю. Аверьянову и А.С. Чагадаеву, так и неизвестным авторам XIX столетия.

Об истории «рокового похода» в Россию 1812 года повествует двухтомное редкое издание 1846 года с раскрашенными вручную иллюстрациями Э.-М. Сент-Илера – французского писателя, автора множества произведений, проникнутых стремлением возвеличить Первую империю. Это одно из сочинений, имевших широкий успех и сильно способствовавших созданию так называемой наполеоновской легенды. Здесь же представлено еще одно замечательное по красоте исполнения и содержанию издание А. Дайо – французского художественного критика, искусствоведа, составителя иллюстрированных альбомов, посвященных изобразительному искусству и истории Франции во время правления Наполеона.

О славных подвигах генералов и русских солдат речь идет на страницах мемуарной литературы, написанной участниками Отечественной войны 1812 года и, в частности, Бородинского сражения. «Походные записки
артиллериста» И.Т. Радожицкого, офицера русской артиллерии, появились спустя десятилетие после окончаний военных кампаний 1812–1815 годов. В центре внимания мемуариста повседневная жизнь офицера российской императорской армии во время военных походов, а также описание боев при Островно, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Вязьме и др.

Не меньший интерес представляют и «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции c подробным описанием похода россиян против французов в 1805 и 1806, а также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год…», написанные Ф.Н. Глинкой, также непосредственным участником минувших событий.

Значимые эпизоды Отечественной войны 1812 года аллегорически изображены на медальонах, созданных скульптором Ф.П. Толстым. Серия была начата в 1814-м, а закончена в 1836 году. На медальонах представлены символические фигуры народного ополчения, русских воинов в образе витязей и лютые враги – галлы. Медальоны были очень популярны и принесли своему автору широкую известность. Они относятся к лучшим произведениям русского медальерного искусства XIX века.

Представление о противоборствующих армиях возможно составить благодаря подлинным предметам эпохи 1812 года. Без преувеличения можно сказать, что военное обмундирование и снаряжение Российской Императорской армии и Великой армии Наполеона содержит разнообразную информацию о событиях прошлого, служит интересным историческим источником. Все мундиры, головные уборы, патронные сумки и прочее снаряжение – подлинные, это ценнейшие экспонаты в коллекции Бородинского музея. Особый акцент следует сосредоточить на кавалерийском штандарте, гордо реявшем над одним из эскадронов на Бородинском поле в 1812 году, доломане рядового лейб-гвардии Гусарского полка, колете рядового лейб-гвардии Конного полка.

В составе выставки экспонируются и два подлинных документа эпохи – это Манифесты императора Александра I, датированные июнем и ноябрем 1812 года. На основании Манифеста государя от 6 (18) июля 1812 г. и его воззвания к жителям «Первопрестольной столицы нашей Москвы» с призывом выступить зачинателями «народного вооружения» было собрано народное ополчение в четырнадцати губерниях России. Во втором документе Александр I изъявляет благодарность российскому народу за спасение Отечества.

Особую ценность среди экспонатов представляют «свидетели» и непосредственные «участники» Бородинской битвы – ядра, осколки гранат, картечные пули, пуговицы, пряжки и подковы, поднятые из пропитанной кровью земли Бородинского поля, ставшего священным.

Выставка продлится до 27 ноября 2022 г.