Анонс

Выставка «Скажи-ка, дядя…» из собраний Ивановского областного художественного музея и Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника

В 7-м зале главной экспозиции «Славься ввек, Бородино!» с 27 августа 2021 года открыта выставка «Скажи-ка, дядя…» из собраний Ивановского областного художественного музея и Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

Прошло уже более двух столетий со времени Отечественной войны 1812 года, которое И.Н. Скобелев охарактеризовал веком полным слезных превратностей, громких побед и блестящей славы. Но события той славной эпохи продолжают вызывать живой интерес у историков, литераторов, художников, археологов и простых граждан. ­­

Выставка «Скажи-ка, дядя…» посвящена 209-й годовщине Бородинского сражения, ставшего главным сражением Отечественной войны 1812 года. В качестве названия взята фраза из литературного памятника, созданного М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, стихотворения «Бородино». Это уважительное обращение к главному герою – старому солдату, участнику Отечественной войны 1812 года.

Совместный проект Ивановского областного художественного музея и Бородинского военно-исторического музея-заповедника возвращает нас к достопамятному времени и побуждает стать сочувственными зрителями, благодаря представленным экспонатам. На выставке внимание уделяется и историческому повествованию, и художественным особенностям предметов.

Главный акцент выставки сосредоточен на живописной работе известного русского художника Василия Андреевича Тропинина (1776–1857) под названием «Старый солдат», исполненной мастером в 1843 году. Известно, что до 1857 года этот портрет находился в домашней галерее И.Д. Киселева, а в Ивановский областной художественный музей попал из числа национализированных в первые годы советской власти художественных ценностей из частного собрания местных тейковских купцов Каретниковых, в 1919–1920-е годы. Это произведение, прекрасно иллюстрирующее грани творчества прославленного живописца В.А. Тропинина, входит в число шедевров Ивановского областного художественного музея.

На полотне изображен ветеран Отечественной войны 1812 года, вероятно участвовавший и в Заграничных походах русской армии 1813–1814 годов, дошедший до Парижа. Это пожилой крестьянин из рекрутированных отставных солдат, за плечами которого несколько военных кампаний, о чем свидетельствуют многочисленные награды. До конца 1850-х годов рекрутированные возвращались в пожилом возрасте, как в то время считали, после сорока лет. На распахнутой шинели старого солдата видны награды, среди которых хорошо читаются Георгиевский крест и три из четырех медалей: позолоченный знак отличия ордена Святой Анны – награда для нижних воинских чинов Российской империи за 20-летнюю беспорочную службу, учрежденная еще императором Павлом I, также серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на андреевской ленте, учрежденная в феврале 1813 года императором Александром I в память Отечественной войны, и серебряная медаль «За Турецкую войну» (1828–1829 гг.) на георгиевской ленте, учрежденная уже по указу императора Николая I в 1829 году.

Образ этого пожилого человека, отдавшего большую часть своей жизни служению Отечеству, очень реалистичен и натурален. Имя его осталось неизвестным. Портрет написан в 40-е годы XIX столетия. Как отмечают искусствоведы, это время принято связывать с появлением в России натуральной школы в живописи, с ее стремлением к объективности и реалистической наблюдательности. Так называемый «натурализм» художника Тропинина 1840-х годов развивает линию портретов, созданных им в 1820–1830-х годах. Этот «натурализм» лежит в русле утвердившегося после Отечественной войны 1812 года позитивного восприятия народных типажей и народного уклада. Следует отметить, что и сам художник происходил из простых крепостных и был получен графом Ираклием Ивановичем Морковым (во время войны 1812 года начальником Московского народного ополчения) в 1798 году в качестве приданого жены. Возможно поэтому автору настолько удавались народные крестьянские типажи. Художник был внутренне свободным только в изображении простых людей – не позирующих, занятых своим немудреным делом. Трактовка образа собирательная. Отставные солдаты освобождались от крепостной зависимости, охотно переселялись в город, где их нанимали на должности швейцаров, «дядек» к господским детям, сторожей, дворников, надзирателей и других низших служащих. В случае немощи или дряхлости они получали пенсию – 36 рублей в год. В деревне уволенный солдат, освоивший на службе грамоту, как правило, становился писарем.

Трогательный обобщенный образ русского солдата дополняет киот с археологическими находками. Посредством предметов, найденных на поле сражения, возникает портрет нижнего чина. Солдатских портретов начала XIX века не существует, но среди археологических находок с Бородинского поля сражения есть предметы, которые принадлежали русскому солдату, с бодростью жертвовавшего своей жизнью «За Веру, Царя и Отечество»: нательный крест, образок Святителя Николая, пуговицы, пряжка, подковки от солдатских сапог, бляха на ремень, кресало, кремень в свинцовой оправе, курительная трубка…

«1812 год останется навсегда знаменательною эпохою в нашей народной жизни.                                          Равно знаменательна она в частной жизни того, кто прошел сквозь нее и ее пережил», – так писал П.А. Вяземский в своих «Воспоминаниях о 1812 годе», которые в качестве свидетельства очевидца представлены на выставке. В начале Отечественной войны князь П.А. Вяземский, мирный московский барич, как он сам себя называл, поступил в дворянское ополчение и принимал участие в Бородинской битве.

Историческая картина Отечественной войны 1812 года разворачивается перед зрителем, благодаря мемуарной литературе из коллекции редкой книги Бородинского музея-заповедника. Это книжные издания, авторы которых были непосредственными участниками событий, и большая их часть – это «питомцы поля славы», участники Бородинского сражения. Среди них Иван Никитич Скобелев, Николай Евстафьевич Митаревский, Илья Тимофеевич Радожицкий, Федор Николаевич Глинка, Сергей Николаевич Глинка, Алексей Петрович Ермолов, и, упомянутый выше, Петр Андреевич Вяземский. Один из указанных авторов, И.Т. Радожицкий, в предисловии к своим «Походным запискам артиллериста…» отмечал: «Никто из свидетелей и участников достопамятного 1812 года не приготовлял тетрадей, чтобы записывать чрезвычайное на походе, но сделавши привычку от ранних лет писать все замечательное, встречающееся в жизни, я обязан тем материалам, которые ныне послужили мне для начертания четырех достопамятных годов моей жизни». Представленные мемуарные источники на сегодняшний день являются интереснейшим и ценным материалом, позволяющим прикоснуться к славным и трагическим страницам прошлого России.

В заключение стоит отметить, что данная выставка представляется еще одним своеобразным памятником событиям и героям Отечественной войны 1812 года, стоит вспомнить слова, сказанные Н.Е. Митаревским в XIX столетии: «…между тем и по настоящее время почти всякий не только образованный, но даже грамотный человек интересуется подробностями этого великого события», – имея ввиду 1812 год.

Торжественное открытие выставки пройдет 31 августа 2021 года в главной экспозиции «Славься ввек, Бородино!».