Анонс

Выставка «Чрезвычайное происшествие в мире!.. Наполеон Бонапарт»

К 200-летней годовщине со дня смерти императора Наполеона I

Выставка посвящена одной из самых значимых исторических персон и, без сомнения, одному из величайших военных и государственных деятелей XIX столетия – императору французов Наполеону Бонапарту (1769-1821). Его полководческий талант в совокупности с твердой политической волей и незаурядными способностями по сей день продолжают вызывать интерес к его личности и к эпохе, которую принято называть эпохой империи Наполеона, продлившейся с 1804 по 1815 год, но фактически охватившей гораздо больший временной период.

В текущем году исполняется 200 лет со дня смерти французского императора, скончавшегося 5 мая 1821 года на небольшом по площади, немногим более 120 кв. километров, скалистом острове Святой Елены, являвшимся частью владений британской короны. В рамках выставки, приуроченной к этой памятной дате, повествуется о заключительном периоде жизни императора Наполеона, который он вынужден был проводить в изгнании посреди волн Атлантического океана после своего окончательного отречения от власти.

Главной задачей было подчеркнуть масштаб исторической личности Наполеона, чей образ так ярко отразился в декоративно-прикладном и изобразительно искусстве, литературе, как и интерес к его жизни, который не ослабевает вот уже два столетия спустя после его смерти.

В название выставки легла цитата Гавриила Петровича Мешетича – подпоручика артиллерии, участника Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов, взятая из его «Исторических записок войны россиян с французами и двадцатью племенами 1812, 1813, 1814 и 1815 гг.»: «Подвиги императора Франции Наполеона Бонапарте и военная его слава есть чрезвычайное происшествие в мире! По невеликому его происхождению, не будучи предопределен по природе царствовать, он в воспитании своем видел одну только военную славу, и так все его способности получили развитие искусного полководца. Но судьба его возвела, кажется, дабы показать разительный пример непостоянства щастия человеческого чрез нескончаемые желания к самодовольству человека до степени могущественного и великого императора, не менее и для событий на земле, чтобы видеть тщету успокоения и ненадежности жизни людей, ибо по мере его возвышения во Франции Европа лишалась своей свободы и спокойствия. Кровь человеческая полилась рекою, разорение целых государств и провинций последовало войною. Так, покорение народов и царств был его девиз и соответствовавший его гению! В его время одни державы падали, цари слезы лили, другие королевства возникали и с верноподданных возводились королями. Он сам упоминает после в своих записках на острове Елены, что он не родился государем, чтобы вяло царствовать, а заслужил так и решился поддержать себя покорением всех тех, кои не желали признать его императором, ибо недоставало только не заслуг его, оные Франция оценила, а он не имел породы, ни царской крови, следовательно, и не надеялся приобресть дружбу тех династий, кои в то время царствовали в Европе, но, покоривши оных, не желал их ожесточать лишением престолов; оставался доволен одним их повиновением, считая их, что в знак благодарности останутся ему верными; но это была большая ошибка его!..». 

Внимание сосредоточено не на военных и политических событиях. Речь идет о времени кончины знаменитого «изгнанника» в 1821 году и событиях триумфального возвращения его останков на исторические берега Сены девятнадцать лет спустя в 1840 году. Графические листы Воллингера и Л. Каламатти, исполненные с оригинальных работ   О. Верне и де Лемюда, придают особую торжественно-возвышенную тональность всему повествованию. 

 Основной акцент сделан на предметы декоративно-прикладного искусства – это каминные часы известных французских часовых мастерских Leroy, Pons и других, которыми пополнилась музейная коллекция в конце 2020 года. Это часть предметов из списка последних поступлений, которые являются одними из лучших примеров произведений декоративно-прикладного искусства, отражающие эпоху Наполеона, и исполненные в лучших традициях интерьерной архитектуры XIX столетия.

Повествовательная картина создается и благодаря книжным памятникам, представленным на выставке. Среди них особенно стоит выделить «Историю Юлия Цезаря», сочинение Наполеона I, диктованное им на острове Святой Елены господину Маршану. Известно, что император Наполеон с большим пиететом относился к древнеримскому государственному мужу и выдающемуся полководцу Гаю Юлию Цезарю, хорошо знал историю древнего Рима. Переводное издание было отпечатано в Москве в университетской типографии в 1865 году. Интересен также и еще один книжный экземпляр – «Перенесение праха Наполеона, с острова Святой Елены в Парижский Дом Инвалидов» с гравированным фронтисписом. Эта книга, а точнее небольшая брошюра, напечатанная спустя год после перенесения праха Наполеона в Париж была составлена по материалам французской прессы, на что косвенно указывает место публикации – типография «Journal de Saint-Pétersbourg», самой популярной в России франкоязычной газеты, специализировавшейся на перепечатке новостей из зарубежных изданий. 

Представленные на выставке открытки изданы во Франции. «Золотым веком» всех видов почтовых карточек или открытых писем, как их называли, от их возникновения как печатного издания и до массового распространения во всех странах мира, был период конца XIX и начала XX века. По этим открыткам, в наши дни представляющим особую художественную ценность, можно проследить заключительный этап жизненного пути Наполеона – с момента ссылки его на отдаленный от Европы маленький остров и до возвращения его праха во Францию в 1840-м. На одном из экземпляров французского издания можно видеть крипту собора Дома Инвалидов, часть ее интерьера, с установленным в центре гробом с прахом Наполеона и строками из завещания императора «…я желаю, чтобы мои останки покоились на берегах Сены среди французского народа, который я так любил» Эти самые слова можно прочесть на арке при входе в крипту.

Император Наполеон говорил, что «великие карьеры, великие достижения рождаются из встречи характера, гения и удачи». «Наполеона представляли по-разному: его представляли Гением и выше Гения – полубогом, удивлялись ему, преклоняли перед ним колени и не понимали его…». Совершивший головокружительную карьеру, взошедший на высшие ступени власти, приобретший славу военного гения, Наполеон «сам всегда сознавал свою истинную цену», он обессмертил свое имя и навсегда вписал его в мировую историю.