Анонс

«Образ Наполеона в графике, книжных изданиях и декоративно-прикладном искусстве. Первое экспонирование».

анонс

Выставка «Образ Наполеона в графике, книжных изданиях и декоративно-прикладном искусстве. Первое экспонирование» приурочена к 250-летнему юбилею со дня рождения императора
и к 180-летию основания Бородинского музея.

Особенность данного выставочного проекта состоит в том, что экспонируемые на ней произведения прежде никогда не показывались. Они впервые предстанут перед зрителем.

Экспонатами выставки являются графические листы, редкие книжные издания и предметы декоративно-прикладного искусства, повествующие о жизни и деяниях одного из величайших полководцев XIX столетия, личности  неординарной и противоречивой, «великом человеке», которому судьбой было начертано покорять и властвовать, творить судьбы огромного количества людей, и, наконец, окончить свой век на «маленьком острове» у западного побережья Африки.

По сей день личность Наполеона вызывает почитание, трепет и интерес у одних и неприятие у других. Иконография Наполеона Бонапарта очень обширна, что является свидетельством его большой популярности. Представленные на выставке портреты, исполнены в разное время французскими мастерами. Среди них стоит выделить гравированный портрет Наполеона автора Л.-Ш. Руотта по рисунку М.-А. Хервье. А также его портрет в период командования Итальянской армией, выполненный Николя-Туссеном Шарле, французским художником, рисовальщиком и гравером — сыном наполеоновского гренадера, рисовавшего и литографировавшего типы солдат наполеоновского времени и сцены их быта. Примечательно то, что этот портрет стал последней работой мастера.

Холстом для повествования о событиях эпохи, которую принято называть наполеоновской, служат гравюры и литографии, исполненные преимущественно западноевропейскими мастерами Ш. Моттом, В. Адамом, З. Бельяром,  Н. Делонуа и др. с живописных оригиналов А. Колина, К. Верне, О. Верне, А. Декампа, Ф. Гренье, Ш. Шасла. Отдельно стоит обратить внимание на серию литографий из альбома «История Наполеона», изданных в Париже в литографической мастерской  Ж. Р. Лемерсье, лучшей французской литографической мастерской того времени, авторство которых принадлежит В. Адаму.

Также из коллекции произведений графического искусства представлены почтовые карточки  — особый вид почтового отправления. На почтовых карточках или открытках воспроизведены посредством фотопечати известные живописные работы западноевропейских художников, в том числе и неизвестных авторов. На них император Наполеон предстает мужем и заботливым отцом, здесь особенно подчеркнуты его человеческие качества. Большей частью открытки с подобными сюжетами выпускались в начале XX столетия, как в России, так и во Франции к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. В настоящее время эти предметы представляют большой интерес для посетителей, музейных сотрудников, а также для коллекционеров, интересующихся наполеоновской эпохой.

Безусловно, масштабным дополнением к показу образа Наполеона Бонапарта служат редкие книжные издания, на страницах которых представлены события эпохи конца XVII начала XIX вв. – часть многотомного издания «Великая французская революция» Т. Карлейля из библиотеки Фридриха Вильгельма IV, «История императора Наполеона» П.-М.-Л.Ардеша с иллюстрациями О.Верне, «Описание русской кампании 1812 года» Армана Дайо, «Календарь Наполеона 1812 года», на страницах которого приведены воспоминания участников военной кампании 1812 года —  П. Вяземского, Т. Леглера и др. Интерес представляет и двухтомное издание 1830-х годов «Записки о Марии-Луизе», написанные госпожой Дюран, находившейся при дворе и явившейся свидетельницей многих любопытных событий, начиная с момента бракосочетания императора французов Наполеона до отъезда его на о. Святой Елены…

Немногочисленные предметы декоративно-прикладного искусства также позволяют дополнить образ Наполеона и его эпохи.

Открытие выставки состоится 29 августа в 15.00 в Выставочном зале Императорского дворца в с. Бородино.