Историко-культурный ландшафт

Историко-культурный ландшафт Бородинского поля – это все сохранившиеся свидетельства сражения, все, что напоминает о битве гигантов. В начале XIX века окрестности с. Бородино были типичной для западного Подмосковья местностью без особого названия.

Ее рельеф сложился в послеледниковый период. Судьба этой западной окраины московских земель, присоединенных в начале ХIV века к Московскому княжеству, определялась ее порубежным с Литвой значением и прохождением через нее древней Смоленской дороги. В Смутное время начала XVII века эти земли подверглись столь сильному опустошению «от всяких бродяг и бунтовщиков и от поляков», что даже через 200 лет многие села числились «пустошами» или исчезли навсегда. В начале XIX века эта местность состояла из 57 земельных дач, включая 4 села, 15 селец и 4 деревни, связанных сетью проселочных дорог. В 13 населенных пунктах имелись одноэтажные господские деревянные дома, в 6 усадьбах – плодовые сады. Большинство лесов имело вид рощ и перелесков из березы, осины,ели, иногда ольхи, лещины, ивы.Берега оврагов были свободны от зарослей. Около 70 % Бородинского поля составляли открытые пространства. Наличие коммуникаций (Старая и Новая Смоленские дороги), естественных препятствий (реки Колочь и Война, свыше 15 ручьев с оврагами), холмов, пригодных для оборудования огневых позиций, а также сочетание лесистых и открытых пространств сделали эту местность достаточно удобной для сражения. Причиной ее превращения в культурный ландшафт и объект наследия стало генеральное сражение между Великой армией Императора Наполеона I (около 132 тыс. человек, 589 орудий) и русскими войсками под командованием генерала М.И. Кутузова (135 тыс. человек, 624 орудий) 26 августа 1812 года. Оно продолжалось около 15-ти часов, обеими сторонами было сделано около 120 тыс. орудийных и 3 млн ружейных выстрелов. К весне 1813 г. здесь было захоронено и сожжено около 49 тыс. останков павших воинов обеих армий и около 39 тыс. павших лошадей. В результате этого на территории площадью около 100 кв. км зафиксировался материальный и информационный отпечаток битвы. Данная местность получила название Бородинское поле и превратилась в военно-исторический ландшафт. Превращение поля Бородинского сражения в культурный ландшафт – это результат действия трех основных факторов: природных процессов, возобновления хозяйственной деятельности (исчезновение следов разрушений, «ран войны») и мемориализации – признания обществом особой культурной ценности данного места. Через 25 лет после сражения на Бородинском поле начал формироваться мемориально-музейный комплекс. В 1839 г. он включал в себя: земельный участок (около 800 га) с руинами земляных укреплений и братскими могилами, выкупленный императором Николаем I, символический памятник воинам русской армии и могилу генерала П.И. Багратиона на батарее Раевского, храм и дворцово-парковый ансамбль в селе Бородино, первые здания Спасо-Бородинского монастыря. В 1912 г. на местах расположения русских воинских частей было установлено 33 монумента. Места командных пунктов М.И. Кутузова и Наполеона зафиксировались монументами, которые стали ландшафтными доминантами. Были воссозданы в том виде, какой они имели перед началом боев, 5 артиллерийских укреплений. Столетний юбилей сражения можно считать временем относительной завершенности процесса формирования ассоциативного культурного ландшафта Бородинского поля. В 1920–30-е годы на Бородинском поле произошли разрушения памятников, обусловленные идеологическими причинами. В результате сооружения передового рубежа Можайской линии обороны и шестидневных боев в октябре 1941 г. с фашистскими войсками образовался второй исторически значимый слой культурного ландшафта Бородинского поля. В 1950-80-е велись большие реставрационные работы, все монументы и ансамбль Спасо-Бородинского монастыря были восстановлены. Новые памятные знаки были установлены на обнаруженных в лесу трех братских могилах 1812 года, местах боевых действий ополчения и казаков. Были установлены также памятник воинам 5-й армии — танк Т-34 и надгробия на девяти братских могилах красноармейцев. В настоящее время культурный ландшафт Бородинского поля, включающий в себя памятники – свидетельства событий 1812 и 1941 годов, памятные места и памятные знаки, сохраняет свою подлинность и целостность. Интегральным выражением особой ценности Бородинского поля является превращение слова Бородино в ассоциативное понятие национального и международного масштаба, как Марафон, Ватерлоо, Верден, Сталинград.

В 2007 году музей-заповедник «Бородинское поле» первым из российских музеев был удостоен международной премии ЮНЕСКО имени Мелины Меркурии за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов. Бородинское поле стал первым в России памятником, состояние которого, его подлинность и целостность получили столь высокую оценку мирового сообщества. Это признание плодотворности многолетней работы коллектива Бородинского музея-заповедника, проводимой в соответствии с научной концепцией сохранения культурного ландшафта, разработанной Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. В настоящее время музей-заповедник «Бородинское поле» имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.